Александр
Александрович Блок
(1880-1921)
Александр Блок (Строфы века)
Род. в Петербурге. Ум. в Петрограде. Отец был профессором права в Варшавском
университете, а мать литературной переводчицей. Юность провел с дедушкой
- ректором Петербургского университета, где Блок изучал юриспруденцию
и филологию. Россия была "прекрасной дамой" Блока, черты которой
он находил то в женщине, раздавленной колесами, то в острожной тоске мимолетного
взгляда из-под крестьянского платка. Блок был певцом распада и в то же
время его беспощадным обвинителем - тем самым гумилевским аистом на крыше,
видящим сверху, как в город с кораблей "пробирается зараза".
Когда один из критиков обвинил Сологуба в том, что "передоновщина"
в нем самом, Блок горько заметил: "Передонов — это каждый из нас".
Беспощадность к эпохе Блок начинал с беспощадности к самому себе. Однажды
он проронил: "В большинстве случаев люди живут настоящим - то есть
ничем не живут". Революцию Блок воспринял как историческое возмездие
за распад уже сильно пованивавшей монархии. Встретив Маяковского ночью
в революционном Петрограде, Блок сказал: "Костры горят... Хорошо...-
И добавил:- А у меня в деревне библиотеку сожгли..." Призывая "слушать
музыку революции", Блок тем не менее предвидел удушение российской
культуры после того, как свершилось мрачно-ерническое предсказание Пушкина:
"Кишкой последнего попа последнего царя удавим". Царь, кажется,
действительно оказался последним, а вот страдания народа оказались далеко
не последними. "Но покой и волю тоже отнимают... Не ребяческую волю,
не свободу либеральничать, а творческую волю и тайную свободу..."
Для Блока в предстоящем торжестве кровавого бескультурья места не было.
С одной стороны, его пытались "поставить на службу революции",
читали в агитбригадах конец "Двенадцати" так: "В белом
венчике из роз - Впереди идет матрос". С другой стороны, ему демонстративно
не подавали руки за то, что он "продался большевикам". Волошин
по-своему толковал конец поэмы так: большевики ведут Христа на расстрел.
Христианского смысла поэмы не уловил никто, потому что формула "кто
не с нами, тот против нас" была свойственна не только красным, но
и белым. А Блок не был ни тем, ни другим. Он, как большой поэт, не мог
быть примитивно одноцветен. Кто-то точно сказал, что "Блок умер от
смерти". Блок умер вместе со своей эпохой, с ее культурой, одинокими
обломками которой остались Ахматова, Цветаева, Пастернак.
Источник: Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск-Москва,
"Полифакт", 1995.
Евгений Евтушенко
|