Владимир
Маяковский (Три века русской поэзии)
(1893-1930)
Н.В.Банников
По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский принадлежит
к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия - художественная
летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения
социализма. Маяковский - истинный певец Октября, он как бы живое олицетворение
нового типа поэта - активного борца за светлое будущее народа. Его стихи
и поэмы "весомо, грубо, зримо" навсегда вошли в историю XX в.
С удивительной смелостью новатора Маяковский вторгся в традиционную, утвердившуюся
еще в XVIII столетии силлабо-тоническую систему стихосложения. Стих Маяковского
опирается не на музыку ритма, а на смысловое ударение, на интонацию. Количество
слогов в строке утратило у Маяковского решающее значение, возросла и качественно
изменилась организующая роль рифмы, резко выявился разговорный характер
стиха, воспринимаемого прежде всего на слух, с голоса, в широкой аудитории.
Стих, читаемый глазами, и стих речевой соединились. Это был крупнейший
со времен Пушкина, принципиально новый шаг в развитии русской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, в селе Багдади, в
семье лесничего. С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве,
куда после смерти отца переехал вместе со всей семьей. В 1908 г. оставил
гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем
возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды
подвергался аресту; в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там
и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое
стихотворение - "Ночь" - в футуристическом сборнике "Пощечина
общественному вкусу".
В ранних стихах Маяковского, рисующих современный город, заключен страстный
протест против капиталистического уклада жизни. Тема трагичности существования
человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных
лет - трагедию "Владимир Маяковский", поэмы "Облако в штанах",
"Флейта-позвоночник", "Война и мир".
Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию "площадей и улиц",
обращенную к "низам", к широким массам. Он верил в близость
наступающей революции. "В терновом венке революций грядет шестнадцатый
год",- писал он в "Облаке". "Моя революция",-
говорил Маяковский, когда грянул Октябрь 1917 г. Все свое поэтическое
мастерство он отдал на службу революции - "чтоб выволочь республику
из грязи". Медные трубы и литавры боевого марша, эпос и лирика, разящая
сатира и агитационные плакаты РОСТА - на всем этом многообразии жанров
Маяковского лежит резкая печать его самобытности.
В замечательных лиро-эпических поэмах "Владимир Ильич Ленин"
(1924) и "Хорошо!" (1927) Маяковский воплотил мысли и чувства
человека социалистического общества, героические черты эпохи. "Это
Октябрь, отлитый в бронзу",- сказал о поэме "Хорошо!" А.
В. Луначарский.
В стихах о загранице поэт, развенчивая лживый характер буржуазных "свобод",
раскрыл всемирно-историческое значение советского строя. В знаменитых
"Стихах о советском паспорте" звучит голос Маяковского - великого
патриота. Поэт весь был устремлен в будущее, в "завтра". "Отечество
славлю, которое есть, но трижды - которое будет!" - писал он.
Огромное влияние Маяковского на советскую поэзию заключается не только
в области стихотворных форм. Маяковский утвердил новый взгляд на поэта,
на его роль в обществе как бойца. "Я хочу, чтоб к штыку приравняли
перо",- требовал он. Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию
всего мира - у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет
и Пабло Неруда. Поэзия Маяковского активно действует в нашей жизни и поныне.
Источник: Три века русской поэзии. Составитель Николай Банников. Москва,
Просвещение", 1968.
|