Мережковский
Дмитрий Сергеевич
(1866-1941)
Дмитрий Мережковский (Русская поэзия серебряного века)
В 1892 г. в Петербурге вышел сборник стихов Дмитрия Сергеевича Мережковского
"Символы", давший имя зарождающемуся направлению русской поэзии.
В том же году в лекции Мережковского "О причинах упадка и о новых
течениях в современной русской литературе" символизм получил первое
теоретическое обоснование. Отвергая позитивизм и натурализм в литературе,
автор полагал, что ее обновит "мистическое содержание", язык
символов и импрессионизм как "расширение художественной впечатлительности".
С того времени Мережковский был признан одним из теоретиков и учителей
русских символистов.
Писать стихи Мережковский начал в 13 лет. В "Автобиографии"
он упоминает о том, как его отец, столоначальник в придворной конторе,
привез пятнадцатилетнего гимназиста к Достоевскому, который нашел ученические
стихи Мережковского плохими и слабыми: "Чтоб хорошо писать,- страдать
надо, страдать!" Тогда же Мережковский познакомился с Надсоном и
через него вошел в литературную среду, встречался с Плещеевым, Гончаровым,
Майковым, Полонским. О Н. Михайловском и Г. Успенском он всегда говорил
как о своих учителях. Благодаря Якубовичу в 16 лет опубликовал первое
стихотворение, после чего стал печататься в "Отечественных записках".
В 1888 г. женился на начинавшей тогда поэтессе 3. Гиппиус. К тому времени
относится пережитый Мережковским религиозный переворот, давший новое направление
его творчеству и литературно-общественной деятельности.
Брюсов связывал с именем Мережковского возникшее в русском общества начала
1900-х годов движение, суть которого "состояла в призыве к религиозному
возрождению и в проповеди неохристианства", способного объединить
евангельский идеал с полножизненным "языческим" началом, утвердив
"равносвятость" духа и плоти. Теоретические концепции Мережковский
развивал в книге статей "Вечные спутники" (1897), двухтомном
сочинении "Лев Толстой и Достоевский" (1901-1902), а также в
исторических романах и пьесах (трилогия "Христос и Антихрист",
"Александр I", "Павел I" и др.). Вместе с 3. Гиппиус
Мережковский был инициатором и активным участником Религиозно-философских
собраний в Петербурге (1901-1903 и 1907-1917), журнала "Новый путь"
(1903-1904). По его признанию, решающее значение для него имели события
1905 г., когда он безуспешно пытался заручиться поддержкой официальной
церкви в борьбе против черносотенных погромов, а затем против измены царского
правительства его собственному манифесту 17 октября. "Я понял...
- писал он,- связь православия со старым порядком в России, понял также,
что к новому пониманию христианства нельзя иначе подойти, как отрицая
оба начала вместе" ("Автобиография"). 1905-1907 годы провел
в Париже, позднее выступал по преимуществу как прозаик, публицист и критик.
Октябрьской революции не принял, с 1920 г. в эмиграции. Отойдя от художественной
прозы, писал историко-религиозные эссе.
Мережковский-поэт целиком принадлежит к поколению "старших символистов",
начинавших с декларативных подражаний Надсону и активно использовавших
клише народнической поэзии, а затем переживших определенный творческий
кризис, закончившийся обновлением поэтических мотивов и средств. Сознание
безысходного одиночества человека в мире, роковой раздвоенности и бессилия
личности, проповедь красоты, "спасающей мир",- развивая эти
общие для "старших символистов" мотивы, Мережковский не сумел
преодолеть в стихах рассудочности и декларативности. Издав в 1896 г. "Новые
стихотворения. 1891-1895", выступал как поэт все реже. В 1911 г.
для последнего своего "Собрания стихов. 1883-1910" (СПб.) он
отобрал те, которым сам "придавал значение",- 49 лирических
пьес и 14 "легенд и поэм".
Изд.: Мережковский, Д. С. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990.
Источник: Русская поэзия серебряного века. 1890-1917. Антология. Ред.
М.Гаспаров, И.Корецкая и др. Москва: Наука, 1993.
|