Александр
Сергеевич Пушкин
(1799-1837)
Александр Пушкин (Природа, мир, тайник вселенной...)
Михаил Эпштейн
Значение А.Пушкина в истории русской пейзажистики - не только открытие
новых тематических областей, сколько соединение ранее открытых мотивов
в стройную систему национального поэтического восприятия природы.
В раннем творчестве Пушкин закрепил достижения предыдущих поэтов в разработке
таких эстетических канонов, как пейзажи - идеальный, бурный, мрачный ("оссиановский"),
придав каждому из них художественное совершенство ("Воспоминания
в Царском Селе", 1814; "Городок", "Осгар", "Мечтатель",
1815). В период южной ссылки (1820-1824) он узаконил в русской поэзии
экзотические - кавказский и крымский, горный и морской - пейзажи, которые
раньше выступали только в единичных стихотворениях Державина, Жуковского,
Батюшкова. У Пушкина они стали выражением целостного мироощущения, символом
романтического свободолюбия ("Погасло дневное светило...", "К
Овидию", "Кавказский пленник", "К морю"). Впервые
поэт масштабно воссоздал пейзажи Бессарабии и Украины ("Цыганы",
1824; "Полтава", 1828).
Главная заслуга Пушкина-пейзажиста - запечатление особой грустной прелести
среднерусской равнины и создание на этой основе самобытного национального
пейзажа ("Зимняя дорога", 1826; "Зимнее утро", 1829;
"Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю...", 1829; "Румяный
критик мой, насмешник толстопузый...", 1830; "Осень", 1833;
"...Вновь я посетил...", 1835; "Евгений Онегин", 1823-1831).
В русской природе, как она постигнута Пушкиным, соединяются смирение и
разгул, печаль и просветленность, кротость осеннего увядания и бесовское
буйство метели.
Если честь поэтического открытия русской зимы Пушкин делит с Вяземским,
то открытие осени, ее "прощальной красы", ее умирающей и умиротворяющей
прелести составляет исключительную заслугу Пушкина, который своей "Осенью",
этой малой энциклопедией русской природы, предопределил светло-грустный
настрой многих поэтических пейзажей - от Н.Некрасова и И.Анненского до
Б.Пастернака и А.Вознесенского.
Одна из оригинальных черт пушкинских пейзажей, почти отсутствующая у
предшественников, - пасмурное небо, закрытое тучами и облаками, низко
нависшее над землей ("Наполеон на Эльбе. 1815", "Бесы",
1830; "Румяный критик мой, насмешник толстопузый..."). Пушкин
по сравнению с такими "звездочетами" русской поэзии, как Ломоносов
или Жуковский, Лермонтов или Тютчев, мало внимания уделяет небу и светилам,
делая исключение лишь для луны, но и она у него, как правило, глядит на
землю сквозь туман, расплывается мутным пятном.
Пушкин значительно обогатил флору русской поэзии, предпочитая нежным
ивам и березам Жуковского такие стройные, величавые деревья, как дуб и
сосна. В изображении растительности преобладают крупные, "собирательные"
ее формы - лес, бор, роща; одним из первых поэтизирует сады.
Центральное место в пушкинском мире занимают самые поэтические, "царственные"
животные, птицы, растения: конь, орел, соловей, дуб, роза; впервые именно
у Пушкина явственно обозначилась их первенствующая роль в русской поэтической
фауне и флоре, закрепилось самое частое употребление соответствующих мотивов
(больше, чем у какого-либо другого поэта XVIII - первой половины XIX века).
Вместе с тем Пушкин, нарушая традицию "высокой" поэзии, вводит
образы домашних животных и птиц: собаку, петуха, гуся, уток ("Граф
Нулин", "Евгений Онегин" и др.), предвосхищая "жанровый",
бытовой пейзаж второй половины XIX века.
Наряду с национальным пейзажем и в рамках этой общей задачи поэт воссоздает
природу конкретных мест, "малой родины" - Захарова, Михайловского,
Болдина ("Послание к Юдину", 1815; "Няне", 1826; "...Вновь
я посетил..."), выступая одним из основоположников локального пейзажа,
получившего развитие в реалистической поэзии XIX-XX веков (рязанские места
в творчестве С.Есенина, Смоленщина у А.Твардовского).
Значителен вклад Пушкина в философско-поэтическое осмысление противоречивой
сущности природы - умиротворяющей нравы, вдохновляющей к творчеству ("Деревня",
1819; "Осень") и вместе с тем разрушительно-бесчинной или бесстрастно-равнодушной
к человеку ("Брожу ли я вдоль улиц шумных...", 1929; "Не
дай мне бог сойти с ума...", 1833).
Источник: "Природа, мир, тайник вселенной...".
|