Островок любовной лирики
 
 
Иван Сергеевич Тургенев

(1818-1883)

Иван Тургенев (Русские поэты, 1996)
В. Коровин

Творческий путь Ивана Сергеевича Тургенева, автора романов, повестей и драм, пользующихся мировой славой, начался с поэтических произведений (которые в основном были написаны в 1837-1848 годы) и закончился "Стихотворениями в прозе" ((1877-1882). Поэтическое чувство было развито у Тургенева в высшей степени. Оно растворено в большинстве его сочинений, и в этом смысле Тургенев может быть по праву назван одним из самых поэтичных русских прозаиков.
Собственно поэтическое творчество Тургенева, небольшое по объему, испытало сильнейшее влияние Пушкина и Лермонтова, Байрона и Гете. "Пушкин был в ту эпоху,- вспоминал впоследствии Тургенев,- для меня и для многих моих сверстников чем-то вроде полубога. Мы действительно поклонялись ему".

Даже внешним обликом юный Тургенев, вернувшийся из-за границы, чем-то напоминал современникам пушкинского Ленского.

Романтические мечтания, романтические настроения были усвоены молодым поэтом и стали содержанием его поэзии.

Горестная участь человека на земле, невозможность встретить понимание, желание любить, одиночество, тяжесть рока, неизбежное приближение конца - вот "больные" мотивы его "больной" души, страдальческих стихов. В полном согласии с содержанием в стилистике преобладали романтическая метафора и мелодраматическая риторика. Но талант молодого художника стремительно развивался, и его лирический герой, герой-романтик, уже не только страдает и рефлектирует, но и, наблюдая толпу, испытывает вполне земное чувство - удовлетворение от занятой позиции: "Но всё ж я рад, что независим я, что не служу тебе я ради хлеба..." ("Толпа", 1843.) Его взор все чаще обращается к прекрасным реалиям жизни: саду после дождя, раздолью мирных полей, оглашенных вечерним звоном, знакомому крыльцу, звездам пушистого первого снега... Иные интонации, иные желания, иные образы...

Светлое небо, здоровье да воля!
Здравствуй, раздолье широкого поля!
Вновь не дождаться подобного дня...
Дайте ружье мне! седлайте коня!
Вот он... по членам его благородным
Ветер промчался дыханьем холодным,
Ржет он и шею сгибает дугой...
Доски хрустят у него под ногой...

Становится очевидным, что свой голос обретается у поэта в преодолении истощившей себя романтической школы. При этом поэт, видимо, был более склонен к художественному изображению природы и бытия, нежели к выражению отвлеченной романтической идеи. Так, критик Белинский, запомнивший стихотворения "Баллада", "Федя" и другие, считал даже, что в них "вовсе нет лиризма или что в них лиризм не главное". Во всяком случае, поэзия Тургенева все более обращается к действительности, с ее реальной красотой и реальной болью ("Гроза промчалась", "На охоте", "Цветок", "Деревня"), а самый лиризм растворяется в живых образах и приобретает все более и более эпический характер. "Поэтичность" из умозрительной и исходящей от поэта становилась как бы свойством самой жизни. И потому переход Тургенева к прозе - рассказам, очеркам, повестям и романам - совершился естественно и закономерно.
Источник: Источник: Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т. Москва: Детская литература, 1996.


 
 
 
    Антология современной РїРѕСЌР·РёРё "Многоточие..."